Параметры
|
Естествознание
|
Обществознание
|
1. Предмет изучения
|
Природа и человек в ней
|
Общество и человек в нем
|
2. Цели изучения
|
Получение достоверных знаний о явлениях и процессах в живой и неживой
природе, раскрытие объективных законов ее развития, расширение знаний о
биологической природе человека.
|
Получение достоверных знаний об обществе на основе закономерностей и
тенденций его развития, о социальной сущности человека, процессе его
социализации.
|
3. Методы изучения
|
Наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотез, анализ, моделирование опыта и
др.
|
Наблюдение, анализ документов, реконструкция прошлого, социологические
опросы и др.
|
4. Позиция исследователя, ее влияние на результат
|
Результат изучения носит объективный характер, а приборы и оборудование
играют вспомогательную роль.
|
Позиция исследователя очень важна, так как в оценках он опирается на
собственный социальный опыт и часто вынужден учитывать интересы общности, к
которой принадлежит.
|
Особенности социального познания
Главной особенностью социального познания является совпадение субъекта и объекта познания, то есть в ходе социального познания общество познает само себя. Поэтому получаемое знание всегда будет связано с интересами субъектов познания. Этим обстоятельством объясняется наличие разных (часто противоположных) выводов при изучении одних и тех же общественных явлений.
Этапы социального познания
I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.
Виды
социальных фактов:
- Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;
- Результаты материальной или духовной деятельности людей;
- Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
II.
Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов,
необходимых для процесса познания.
Факторы, влияющие на процесс интерпретации:
- Мировоззрение исследователя
- Задачи и цели исследователя
- Интересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Проблемы социального познания
Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.
Однако,
установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
- Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются).
- Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция.
- Исторические источники (археология, документы и т.д.)
- Социальная действительность, то есть практика.
- Установление причинно-следственных связей
- Анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса
- Выявление общего и особенного в развитии общества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий