суббота, 28 ноября 2015 г.

Личность, ее социализация и воспитание


Содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность» различно
  • Человек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.
  • Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.
  • Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
  • Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.





Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием социализация.
  • Это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.
  • Это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Стадии социализации

В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она более про­дуктивно осуществляется в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
  1. дотрудовая, включающая весь период жизни человека до нача­ла трудовой деятельности. Эта стадия, в свою очередь, разделяет­ся на два более и менее самостоятельных периода: 

  • первичная социализация (адаптация), охватывающая время от рождения ребенка до поступле­ния его в школу; 
  • стадия индивидуализации, включающая обуче­ние в школе (подростковый, юношеский возраст). 
  • стадия интеграции, включающая обучение в техникуме, вузе и т.д (период молодости).

  1. трудовая, охватывающая период зрелости человека. Однако де­мографические границы этой стадии определить трудно, так как она включает весь период трудовой деятельности человека (весь период зрелости человека).
  2. послетрудовая, наступающая в пожилом возрасте в связи с пре­кращением трудовой деятельности (пожилой возраст).

В процессе социализации личность примеривает на себя и вы­полняет различные роли, которые называются социальными. Че­рез роли личность имеет возможность проявить себя. По динамике выполняемых ролей можно получить представление о тех вхождениях в социальный мир, которые были пройдены личностью. О достаточно хорошем уровне социализации свидетельствует способность человека входить в различные социальные группы орга­ничено, без демонстративности и без самоуничижения.

Воспитание в отличие от социализации, происходящей в усло­виях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно конт­ролируемой социализации(семейное, религиозное, школьное вос­питание). И та и другая социализация имеют ряд различий в раз­ные периоды развития личности. Одно из самых существенных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, состоит в том, что воспитание выступает своеобраз­ным механизмом управления процессами социализации.
  • Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества
  • В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность.

В силу этого воспитанию присущи две основные функции
  1. упо­рядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность 
  2. создание условий для уско­рения процессов социализации с целью развития личности.
В со­ответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потен­циал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий