Деятельность
- Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
- Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.
Характерные черты деятельности человека:
- Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
- Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
- Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
- Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Отличительные особенности деятельности человека от
поведения животных
Животные
|
Человек
|
Осуществляют
инстинктивно-биологическую деятельность
|
Деятельность направляется
познавательной потребностью и потребностью в общении
|
Руководствуются
наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации
|
Абстрагирует,
проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
|
Осуществляют, в
основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)
|
Абстрагирует,
проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
|
Могут создавать
вспомогательные свойства, орудия, но не сохранят их, не используют орудия
постоянно
|
Изготавливают и
сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям.
|
Приспосабливаются
к внешней среде
|
Преобразуют
внешний мир в соответствии со своими потребностями
|
Структура деятельности
- Субъект – тот, кто осуществляет деятельность
- Объект – то, на что непосредственно деятельность направлена
- Мотив — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
- Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
- Средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
- Действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности
- Результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
Виды деятельности
- По способам деятельности
- По творческой роли деятельности
- По характеру человеческой активности
- По способу формирования человека как личности
Виды деятельности (по способам деятельности)
- Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества:
- материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы);
- социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества).
- Духовная деятельность связана с изменением сознания людей:
- познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
- ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
- прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности)
Виды деятельности (по творческой роли деятельности)
- Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда)
- Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели)
Виды деятельности (по характеру человеческой активности)
- Созидательная деятельность – производство орудий труда, духовных ценностей
- Разрушительная деятельность – негативное воздействие на природу и общество.
Виды деятельности (по способу формирования человека как
личности)
- Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
- Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
- Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
- Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
- Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, то есть способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.
Мышление — активный
процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Средством выражения мышления является язык.
ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ
Наименование типа
|
Его сущность
|
Образное мышление
|
Задача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится способом решения
задачи.
Характерно для первобытных людей и людей первых земных
цивилизаций.
|
Теоретическое (понятийное, абстрактное) мышление
|
Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические
знания становятся способом решения задачи.
Характерно для современных людей.
|
Знаковое мышление
|
Связано с проникновением точных наук и искусственных,
знаковых языков в мировоззрение людей.
Знание имеет форму языковых знаков.
В науке используется символика для выражения
результатов мыслительной деятельности.
|
Мыслительный процесс предполагает различные мыслительные
операции, такие как анализ и синтез, сравнение, классификация,
систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т. д.
В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно,
целесообразно говорить о преобладании того или иного типа мышления.
Комментариев нет:
Отправить комментарий