суббота, 28 ноября 2015 г.

Деятельность человека и ее виды

Деятельность
  • Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
  • Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.


Характерные черты деятельности человека:
  1. Сознательный характер: человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты, продумывает наиболее целесообразные способы их достижения.
  2. Продуктивный характер: направлена на получение результата (продукта).
  3. Преобразующий характер: человек изменяет окружающий мир (воздействует на среду специально созданными средствами труда, которые усиливают физические возможности человека) и самого себя (человек сохраняет свою природную организацию неизменной, изменив в то же время свой образ жизни).
  4. Общественный характер: человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.


Отличительные особенности деятельности человека от поведения животных

Животные

 Человек
Осуществляют инстинктивно-биологическую деятельность
 Деятельность направляется познавательной потребностью и потребностью в общении
 Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации
 Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
 Осуществляют, в основном, наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)
 Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости
 Могут создавать вспомогательные свойства, орудия, но не сохранят их, не используют орудия постоянно
 Изготавливают и сохраняют орудия труда, передают их последующим поколениям.
 Приспосабливаются к внешней среде
 Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями


Структура деятельности


  • Субъект – тот, кто осуществляет деятельность     
  • Объект – то, на что непосредственно деятельность направлена
  • Мотив — совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (например, потребности, интересы, социальные установки, убеждения, влечения, эмоции, идеалы).
  • Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
  • Средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
  • Действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности  
  • Результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).


Виды деятельности
  1. По способам деятельности
  2. По творческой роли деятельности
  3. По характеру человеческой активности
  4. По способу формирования человека как личности


Виды деятельности (по способам деятельности)

  • Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества:
  1. материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы);
  2. социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества). 

  • Духовная деятельность связана с изменением сознания людей:
  1. познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
  2. ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
  3. прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности)

Виды деятельности (по творческой роли деятельности)

  • Репродуктивная деятельность (направленная на получение известного результата труда)
  • Продуктивная деятельность (производство новых идей, способов достижения цели)

Виды деятельности (по характеру человеческой активности)

  • Созидательная деятельность – производство орудий труда, духовных ценностей
  • Разрушительная деятельность – негативное воздействие на природу и общество.


Виды деятельности (по способу формирования человека как личности)
  1. Игра — это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых. Игра, как и искусство, предлагает некое решение в условной сфере, которое может быть использовано в дальнейшем в качестве своеобразной модели ситуации. Игра дает возможность моделировать конкретные жизненные ситуации.
  2. Учение — вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Особенности учения состоят в том, что оно служит средством психологического развития человека. Учение может быть организованным и неорганизованным (самообразование).
  3. Общение — это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). По используемым средствам различают следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, вербальное и невербальное.
  4. Труд — вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Характерные черты труда: целесообразность, нацеленность на достижение конкретного результата, практическая полезность, преобразование внешней среды обитания.
  5. Творчество — это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:1) комбинирование уже имеющихся знаний; 2) воображение, то есть способность создавать новые чувственные или мыслительные образы; 3) фантазия, которая характеризуется яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов; 4) интуиция — знание, способы получения которого не осознаются.


Мышление — активный процесс отражения объективно­го мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п. Средством выражения мышления является язык

ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

Наименование типа
Его сущность
Образное мышление
Задача дается в конкретной и наглядной форме.
Практическое действие становится спосо­бом решения задачи.
Характерно для первобытных людей и лю­дей первых земных цивилизаций.
Теоретическое (понятийное, абстрактное) мышление
Задача поставлена в теоретической форме. Теоретические знания становятся способом решения задачи.
Характерно для современных людей.
Знаковое мышление
Связано с проникновением точных наук и искусственных, знаковых языков в мировоз­зрение людей.
Знание имеет форму языковых знаков.
В науке используется символика для выра­жения результатов мыслительной деятель­ности.


Мыслительный процесс пред­полагает различные мыслительные операции, такие как анализ и синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение, абстрагирование, конкретизация и т. д.


В чистом виде те или иные типы мышления увидеть трудно, целесообразно говорить о преобладании того или иного типа мышления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий