Культура (в узком смысле):
Совокупность
областей творческой деятельности, так или иначе связанных с искусством
Область,
объединяющая искусство, религию, науку, образование
Культура (в широком смысле):
Универсальное
отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого
себя, универсальный способ творческой самореализации человека;
Совокупность
форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике
и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем,
а также путем обучения и подражания.
Материальная
и духовная культура
- Материальная культура – это вещественные результаты материального производства, имеющие определенную ценность для общества.
- Духовная культура – это результаты духовного производства и духовные ценности, воплощенные в произведениях искусства, научных теориях, архитектуре, литературе и т.д.
- Социальная культура – характерные для того или иного общества формы организации совместной жизни
Основные
понимания и подходы к жизни:
Технологический:
культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной
жизни общества.
Деятельностный:
культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества
творческая деятельность.
Ценностный:
культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и
отношениях людей.
Развитие
культуры
- Преемственность. Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
- Новаторство. Человеку присуще творческое начало.
Функции
культуры
Культура
- неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять
присущие только ей функции.
Функция
приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция
культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных
сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду
из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить
oгpoмныe территории земного шара.
Функция
накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет
человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания,
развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных
традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет
накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих
поисков человечества.
Функция
целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках
этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет
достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой
цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти
же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем
своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру,
религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они
одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что
такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали
каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами
и нормами.
Функция
социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку
усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему
действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из
культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в
человеческом обществе.
Коммуникативная
функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и
общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры.
Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах
создается единое культурное пространство человечества.
Духовная
жизнь
- Сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.
- Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей.
- К духовной жизни личности, как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих эмоций и переживаний.
Структура
духовной жизни общества:
- Духовные потребности (Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности)
- Духовная деятельность (духовное производство) (Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом)
- Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности
- Духовные общественные связи индивидов
- Сам человек как существо духовное
- Воспроизводство общественного сознания в его целостности
Деятельность
в духовной сфере:
- Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений.
- Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий