Основные формы социального
взаимодействия:
- Сотрудничество, характеризующееся наличием общих социальных интересов и деятельности в их защиту, наличием общей цели, которая определяет характер деятельности;
- Соперничество, характеризующееся стремлением превзойти друг друга, тем, что каждая сторона рассматривает другую, ее социальные позиции, действия как препятствие на пути достижения своей цели.
Виды соперничества:
Конкуренция - соревнование между людьми в достижении сходных целей и
результатов
Конфликт - противоречие, столкновение интересов, взглядов,
позиций. Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять
позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Социальный конфликт - особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.
Виды конфликтов:
- Внутриличностные,
- Межличностные,
- Социальные
- Политические
- Экономические,
- Культурные,
- Религиозные
- Этнические,
- Профессиональные
Способы разрешения
конфликтов:
- Переговоры – мирная беседа обеих сторон.
- Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки.
- Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
- Арбитраж – обращение к органу, наделенному специальными полномочиями.
- Применение силы – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Причины социальных конфликтов:
- физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
- потребности в безопасности;
- социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
- потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
- высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.
Функции социальных конфликтов
К позитивным функциям конфликтов относятся:
- Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
- Получение новой информации об оппоненте;
- Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешними трудностями, внешним врагом;
- Выявление управленческих проблем в организации (подразделении).
К негативным функциям конфликтов относятся:
- Большие эмоциональные затраты на участие в конфликте;
- Конфликт всегда сопровождается стрессом;
- Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата в коллективе;
- Сложное восстановление деловых отношений.
Стадии социального конфликта.
- Предконфликтная ситуация (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
- Непосредственно конфликт (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).
- Разрешение конфликта (изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).
Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.
- Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.
- Метод доброжелательности – развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.
- Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем “ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага” (Н. Макиавелли).
- Метод взаимного дополнения. Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий