четверг, 15 октября 2015 г.

Проблема общественного прогресса



Практическое занятие по теме «Проблема общественного прогресса».



Задание 3. Выберите одно из предложенных высказываний и, опираясь на него, изложите свой взгляд на проблему общественного прогресса.
  • "Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, подразумевают и должны включать в себя принцип счастья" (А. П. Сорокин)


Смысл:
П. А. Сорокин показывал, что без принципа счастья не возможно уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы в остальные критерии и дать целостный их синтез. Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).

Теоретический аргумент:
В настоящее время многие страны с развитым производством ставят главной задачей прогресса увеличение темпа роста производства и борьбу с его последствиями (экологическими, социальными). Этот критерий должен стать менее важным, и для более прогрессивной общественной системы должна быть характерна ориентация, прежде всего, на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая ориентация, причинно воздействуя на другие стороны общественного развития (экономическую, политическую в том числе), может дать гармонично развивающуюся систему.

Практической аргумент:
 В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало
представление, как о нравственном усовершенствовании человека, так и о росте
добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог второй половины XIX -
начала XX веков Л. Ф. Уорд писал: "Так как конечную цель человеческих усилий
составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен быть к нему
направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении человеческого счастья, или, с
отрицательной стороны, в уменьшении человеческих страданий" ("Психические
факторы цивилизации". М., 1897, С. 335). Русский философ XX столетия Н. А.
Бердяев считал, что сущность общественного прогресса - увеличение добра и
уменьшение зла.



«Проблема общественного прогресса».



«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.



Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

В мифическом миропонимании, господствующем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.

В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления). В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества — концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.
В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И.Г. Гердер). Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII — первой трети XIX в. Г.В.Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.

Пути общественного развития


Эволюция

Революция

Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.

Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.

Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.



Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

Основные противоречия прогресса.

  1. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
  2. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
  3. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
  4. Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.









Комментариев нет:

Отправить комментарий