Практическое занятие по теме «Проблема общественного прогресса».
Задание 3. Выберите одно из предложенных высказываний и, опираясь на него, изложите свой взгляд на проблему общественного прогресса.
- "Все критерии прогресса, какими бы разнообразными они ни были, подразумевают и должны включать в себя принцип счастья" (А. П. Сорокин)
Смысл:
П. А. Сорокин показывал, что без принципа счастья не возможно уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы в остальные критерии и дать целостный их синтез. Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).
П. А. Сорокин показывал, что без принципа счастья не возможно уловить реального совершенствования общества; введение же принципа счастья в состав критериев прогресса должно внести поправки, или коррективы в остальные критерии и дать целостный их синтез. Итак, одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и добра (т. е. уменьшение страдания и зла).
Теоретический аргумент:
В настоящее время
многие страны с развитым производством ставят главной задачей прогресса
увеличение темпа роста производства и борьбу с его последствиями
(экологическими, социальными). Этот критерий должен стать менее важным, и для
более прогрессивной общественной системы должна быть характерна ориентация,
прежде всего, на обеспечение человеческого счастья в обществе. Такая
ориентация, причинно воздействуя на другие стороны общественного развития
(экономическую, политическую в том числе), может дать гармонично развивающуюся
систему.
Практической аргумент:
В философской и религиозно-христианской традиции большое место занимало
представление, как о нравственном усовершенствовании
человека, так и о росте
добра, об увеличении счастья в мире. Американский социолог
второй половины XIX -
начала XX веков Л. Ф. Уорд писал: "Так как конечную
цель человеческих усилий
составляет счастье, то истинный прогресс непременно должен
быть к нему
направлен. Поэтому прогресс состоит в увеличении
человеческого счастья, или, с
отрицательной стороны, в уменьшении человеческих
страданий" ("Психические
факторы цивилизации". М., 1897, С. 335). Русский
философ XX столетия Н. А.
Бердяев считал, что сущность общественного прогресса -
увеличение добра и
уменьшение зла.
«Проблема общественного прогресса».
«Прогресс» (лат.) -
«движение от низшего к высшему»
Общественный прогресс
понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более
совершенному состоянию.
Причинами
общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди
изменяют условия существования и самих себя.
Для регресса
характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к
изжившим себя формам и структурам.
В мифическом миропонимании, господствующем в первобытный период истории человечества, не было понятия общественного прогресса. В нем отсутствовало представление о будущем как о развертывающейся последовательности промежутков времени, смене эпох. Мышление первобытного человека не простиралось вперед, земля и человечество рассматривались как вечные и неизменные, сотворенные сверхъестественными, дочеловеческими предками, к чудодейственной силе которых он приобщался через миф, обряд, ритуал.
В Библейской священной истории, изложенной в форме религиозных символов, образов и сюжетов, идея регресса и прогресса связана с описанием божественного сотворения мира и человека, блаженного состояния первых людей, их грехопадения, выпадения в земную “смертную”, “трудовую” историю (с обещанием будущего избавления). В Новом Завете идея прогресса связывается с рождением, жизнью, деятельностью, смертью, воскресением и вознесением Иисуса Христа, как символического прообраза будущей судьбы человечества — концом земной, смертной жизни и возвращением в жизнь вечную, духовную, “царство небесное”.
В Новое время идея прогресса связана с процессом становления исторического взгляда на развитие общества, нашедшего свое воплощение в трудах философов, историков XVIII в. (Вольтер, Д. Вико, И.Г. Гердер). Однако наиболее глубокое и яркое воплощение идея прогресса в Новое время нашла в трудах немецкого философа конца XVIII — первой трети XIX в. Г.В.Ф. Гегеля, а также в трудах немецких философов XIX в. К. Маркса и Ф. Энгельса.
Пути общественного
развития
Эволюция
|
Революция
|
Это одна из форм движения,
развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном
качественном изменении.
|
Это одна из форм движения, развития в
природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от
одного качественного состояния к другому.
|
Характерными чертами эволюции
выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений,
функциональная целостность процессов изменения, органический характер
процессов развития.
|
Основными чертами революции выступают:
быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер
процессов развития.
|
Реформы – это субъективный процесс,
направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство
экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.
Основные
противоречия прогресса.
- Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения.
- Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.
- Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества.
- Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий